Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизни деятельности.
Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - детей дошкольного возраста. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасной для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных наставлений. Все это дает обратный результат.
В детском саду главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных ситуаций и особенностей поведения в них.
Поэтому мы постоянно ищем и совершенствуем методы и приемы с организации развивающей среды в группе и разработки перспективного плана, где ставятся основные задачи. Формирование основ безопасности дошкольников в быту происходит через игру. Игра – способ моделирования окружающей жизни. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре.
Вот и сегодня мы с детьми провели игры «Набери правильно номер» дети учатся пользоваться телефоном, чтобы суметь позвонить по номерам 01, 02,03. Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.
При знакомстве детей с произведениями художественной литературы используются такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев; чтение фрагментов рассказа как иллюстрации к определенной опасной ситуации; анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности. Произведения с разным содержанием С.Я. Маршак «Кошкин дом», К. Чуковский «Телефон», учат детей правилам безопасности.
В изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) дети закрепляют полученные знания основ безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, воспитание у детей безопасного поведения в быту непрерывный, систематический, последовательный процесс, который начинается в раннем возрасте. Только глядя на мир, глазами ребенка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребенка правильно вести себя в сложных ситуациях.